Интервью

Интервью с Ксенией Бурко: семестр по обмену в Чехии

Учеба в Чехии по обмену

— Почему ты выбрала именно эту страну для участия в международном обмене?

На самом деле, получилось так, что выбор сделала не я. Изначально я претендовала на стажировку в Норвегии, но в период обработки заявок мне позвонили из международного офиса и предложили выбрать более доступный вариант: ввиду экономических и политических проблем поездка имела большие шансы не состояться. Как альтернативу мне предложили Чехию, а именно университет Масарика в Брно. Честно говоря, на тот момент моё представления о Чехии было довольно скудным: я никогда не интересовалась ни историей, ни культурой этой страны. Но немного пробороздив просторы Интернета, внимательно изучив информацию об университете, я пришла к выводу, что это довольно неплохая альтернатива. Таким образом, всё сложилось спонтанно, но, как оказалось впоследствии, очень удачно.

— Расскажи о процессе поступления на программу международного обмена? Сложно ли было собрать документы (какие нужны документы)?

Как и все процедуры, связанные со сбором документации, подача заявки на стажировку требует очень тщательной подготовки и терпения. Во-первых, необходимо максимально улучшить свою успеваемость, для чего нужно сосредоточиться на учебе ещё за несколько месяцев. Во-вторых, детально изучить программы университетов-партнеров, чтобы впоследствии не оказалось, что в выбранном вузе вы просто не можете посещать ни один предмет. В-третьих, уровень иностранного языка, преимущественно английского, должен быть высок и, более того, заверен либо официальным сертификатом, либо субъективной оценкой университетского преподавателя. Наконец, мотивационное письмо — последний, но самый важный пункт в списке. Нужно максимально продемонстрировать своё стремление попасть на стажировку. И правда, почему именно ты достоин поездки? Именно это должно быть логично и красноречиво объяснено в письме. К счастью, интернет полон примеров успешного написания мотивационных писем, поэтому если заранее начать писать, проблем возникнуть не должно. О всей процедуре подготовки к стажировке можно узнать из моей «инструкции», опубликованной на сайте НИУ ВШЭ СПб (ссылка ). Возможно, кому-нибудь она окажется полезной.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день?

Образовательная система в Чехии разительно отличается от нашей. Как иностранные, так и обычные студенты самостоятельно выбирают предметы, при этом существует определённый период, когда студенты могут посетить занятия и решить, нравится им этот предмет или нет, а затем, утвердить его или отписаться. В связи с этим постоянной группы у студентов нет – состав меняется на каждой дисциплине. Получается, что и расписание у каждого своё, обычно, не такое загруженное, как у нас. Я училась всего два-три дня в неделю. Дело в том, что огромный акцент делается на самостоятельном образовании: заданий немало, всё нужно делать в течение недели. Поэтому я частенько приезжала в центр, заходила в одно из множества уютных кафе и занималась сама: читала тексты, писала эссе и рецензии. Очень удобная и эффективная система в целом, на мой взгляд. А во второй половине дня уже начиналась настоящая развлекательная программа: вечеринки, интернациональные ужины, экскурсии, спортивные мероприятия и так далее. Скучать не приходилось ни минуты.

— Сложности, с которыми ты столкнулась во время обучения в другой стране? Были ли языковые трудности?

Конечно, в первые дни я чувствовала себя некомфортно. Чужая страна, чужой язык, причем не так похожий на русский, как говорили мне многие. И ни одного знакомого или друга. Однако это

неуютное чувство скоро испарилось: я подружилась как с другими студентами, так и в лице города нашла себе прекрасного друга, очень много гуляла и довольно хорошо его изучила. В итоге, почувствовала себя практически дома. Что касается языкового барьера, он и побудил меня решиться на эту поездку. Поскольку я закончила французскую школу и лишь в течение двух лет активно учила английский, мне хотелось закрепиться на достигнутом за это время уровне. А препятствием тому являлся недостаток практики разговорного английского. Очень хотелось поставить себя в такие условия, где ты вынужден говорить, читать, писать, наконец, думать по-английски. И подобная поездка даёт такую возможность. За несколько дней барьер действительно рухнул: ещё недавно мне было тяжело даже спросить дорогу у незнакомца, а через неделю я только и искала случая поговорить с кем-нибудь по-английски. И ни ошибки, ни целая палитра акцентов никого из студентов не смущали. Главное – говорить и достигнуть понимания, остальное не так важно.

— Что больше всего понравилось, а что не понравилось в жизни и учебе в Чехии?

Возможно, я всё ещё нахожусь под впечатлением от поездки (хотя вернулась два месяца назад), но могу с уверенностью сказать, что минусов практически не было. Мне понравилось всё: университет, местоположение города, условия проживания, еда, уровень жизни в Брно, архитектура, великолепные ребята, шикарные экскурсии, процесс обучения. Единственный смущающий момент – довольно сильные стереотипы о России и россиянах, преимущественно негативные. Но я всячески старалась их разрушить и, нужно сказать, у меня неплохо получалось. Возможно, скоро многие самостоятельно смогут убедиться в том, что мы не такие плохие, а жить у нас в стране можно – уже двое знакомых успели посетить Питер, и остались в восторге от нашей архитектуры и культуры.

— Главный опыт, который ты вынесла?

Вся поездка – безграничный кладезь опыта. Во-первых, я получила возможность узнать, что значит жить отдельно от родителей, и, к тому же, в общежитии. Моя жизнь полностью зависела только от меня: покупка продуктов, готовка и питание, уборка, учёба и так далее. Это очень развивает чувство самостоятельности и ответственности. Во-вторых, конечно, опыт длительного проживания за границей: адаптация к иной культуре, традициям, нормам. Наконец, опыт постоянного общения на иностранном языке. Бесценно!

— Планируешь ли продолжать учебу в Чехии? Например, магистратура?

Честно говоря, я думала об этом – настолько сильно полюбила эту страну и университет, что не раз посещали мысли поступать туда в магистратуру. На чешском языке обучение бесплатное для всех, что довольно заманчиво. Но пока что я не уверена, что хочу сделать такой шаг. Нужно очень хорошо всё взвесить и тщательно обдумать. Так что не буду загадывать – посмотрим. В любом случае, даже если я не буду продолжать обучение в Чехии, обязательно туда вернусь, и не один раз. В эту страну, подарившую мне незабываемые впечатления, будет тянуть всегда!

Может быть Интересно

Интервью с Надеждой Антоновой: семестр по обмену в Голландии

Наталья Гросс

Интервью с Марией Калмыковой: семестр по обмену в Южной Кореи в Университете Seoultech

Наталья Гросс

Интервью с Екатериной Пузыней: семестр по обмену в Финляндии, Лаппеэнранта

Наталья Гросс

Оставить комментарий